eugen_savoyen (eugen_savoyen) wrote,
eugen_savoyen
eugen_savoyen

Categories:

Semmeringbahn.

Хотел бы продолжить тему "достижений народного хозяйства" империи Габсбургов начатую записями "Империя Габсбургов в Великой Войне. U-5.", "Империя Габсбургов в Великой Войне. Versuchsgleitboot." и др.. На этот раз поговорим о наземных средствах передвижения.

Идея постройки железных дорог в Австрии обсуждалась ещё в 1808 г., когда в своей речи на заседании Богемского гидротехнического общества (Bohemisch-hydrotechnischen Gesellschaft) выдающийся инженер Франц Йозеф фон Герстнер выступил с предложением построить между Влтавой и Дунаем не канал, а железную дорогу. Его дело продолжил сын - Франц Антон фон Герстнер. В 1822 году он посетил Англию, "родину железных дорог", изучая накопленный к тому времени опыт. А в 1824 г. Герстнер-младший начал организацию строительства первой железной дороги в Богемии (да и во всей Империи, созданная им вместе с отцом компания так и называлась: "Первая железнодорожная компания"). Хоть и с проблемами, но дело продвигалось (с 1832 г. действовала конная железная дорога Будвайс-Линц-Гмунден, а в 1837 г. начала действовать паровая железная дорога Флорисдорф-Ваграм). Но мне бы хотелось рассказать не о развитии ЖД в Австрийской империи вообще, а только об одной дороге (зато какой! мне неизвестны другие ЖД, внесённые в список всемирного наследия ЮНЕСКО).




Виадук в Баровнике (Borovnica viaduct). Оригинальный план XIX в.


Земмерингская железная дорога (Semmeringbahn) - первая в мире горная железная дорога - была построена в 1848-1854 гг. по проекту архитектора Карла фон Гега (который при строительстве использовал идеи Герстнера-младшего).


Карл риттер фон Гега (Carl Ritter von Ghega 1802-1860). (Литография Joseph Kriehuber 1851 г.).


Является выдающимся достижением инженерной мысли XIX века. В строительстве принимало участие примерно 20 тыс. человек. Дорога проложена на высоте 985 м над уровнем моря. Из-за сложности рельефа на этом участке пришлось прорубить 14 туннелей, построить 16 виадуков, более ста каменных мостов и 11 небольших железных мостов. Всего, на протяжении дороги перепад высоты составляет 460 метров, а на 60% протяжённости крутизна составляет 20-25%, что эквивалентно подъёму в 1 метр на 40 метров пути.


Земмерингская железная дорога. Виадук над Кальтеринне (Viaduct uber die Kalte Rinne).


Постройка железной дороги в таких условиях трудна и сегодня, в своё же время - это был прорыв, открывший новые горизонты развития техники. Пришлось создавать совершенно новые технические средства для строительства и эксплуатации дороги. Например, до 1850 г. просто не существовало паровозов, способных справиться с величинами подъёма, встречающимися на Земмерингской железной дороге, или двигаться по закруглениям малых радиусов.


Земмерингская железная дорога. "Охотничий овраг" - Jägergraben.


В 1850 г., перед окончанием постройки Земмерингского участка железной дороги Вена-Лайбах-Триест, австрийское министерство торговли объявило конкурс с премией 20 тыс. дукатов за проект паровоза способного преодолеть горный участок дороги длиной 34 372 метра (с подъёмами и множеством кривых) при этом везти поезд не менее 140 тонн (не вкл. массу паровоза и тендера) со средней скоростью 14-15 км/час. Конкуренция в конкурсе привела к настоящему "буму" в деле создания новых локомотивов. Испытание паровозов прошло в августе 1851 г. И здесь австрийцы обошлись собственными силами, одним из главных претендентов на 1-е место стал паровоз "Виндобонна" (Die Dampflokomotive "Vindobona") созданный на венском заводе локомотивов (Lokomotivfabrik der StEG). Первым же паровозом, ставшим совершать регулярные перевозки по Земмерингской железной дороге, был спроектированный австрийским инженером Вильгельмом фрайгерром фон Энгертом (Wilhelm Freiherr von Engerth (1814-1884), бароном он стал по совокупности заслуг в 1875 году) и построенный в 1853 году заводом "Эйслинген" (Maschinenfabrik Esslingen) "Капеллен" ("Kapellen").


Ещё один вид Земмерингской железной дороги.


Ещё одной особенностью дороги было то, что Карл фон Гега планировал её как гармоничное сочетание технологии и природы, т.е. это был одним из первых в мире образцов ландшафтного дизайна подобного масштаба. В 1998 году Земмерингская железная дорога была объявлена объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Tags: историческое
Subscribe

  • Империя Габсбургов в Великой Войне. Petróczy-Kármán-Žurovec.

    Пока не хочется писать на серьёзные темы, поэтому вернусь к достижениям австро-венгерского народного хозяйства. Поскольку у нас долгое время главным…

  • О Французской революции (ч. 14).

    Перед тем, как вернуться к "дискуссии" между г-ном Оларом и Ипполитом Тэном (точнее, молодым учёным, поднявшим свой голос в защиту покойного…

  • О Французской революции (ч. 12).

    Предыдущую запись я закончил обещанием "коснуться вопроса историографии* Французской революции". Что же, постараемся как можно более кратко обозреть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Империя Габсбургов в Великой Войне. Petróczy-Kármán-Žurovec.

    Пока не хочется писать на серьёзные темы, поэтому вернусь к достижениям австро-венгерского народного хозяйства. Поскольку у нас долгое время главным…

  • О Французской революции (ч. 14).

    Перед тем, как вернуться к "дискуссии" между г-ном Оларом и Ипполитом Тэном (точнее, молодым учёным, поднявшим свой голос в защиту покойного…

  • О Французской революции (ч. 12).

    Предыдущую запись я закончил обещанием "коснуться вопроса историографии* Французской революции". Что же, постараемся как можно более кратко обозреть…