You are viewing eugen_savoyen

 
 
19 December 2012 @ 10:24 am
Империя Габсбургов в Великой Войне. Versuchsgleitboot - несостоявшийся прорыв.  
Наиболее успешными действиями на море (да и вообще за всю войну) у итальянцев были атаки торпедных катеров MAS, нанёсшие самые тяжёлые потери австрийскому флоту: потопившие 9 декабря 1917 г. линейный корабль 3-го класса "Вена"; 10 июня 1918 г. дредноут "Сент-Иштван" ("Св. Стефан") и 1 ноября того же года - уже, правда, югославский, а не австрийский - дредноут "Viribus Unitis". И тут возникает закономерный вопрос: пытались ли австрийцы создать нечто аналогичное итальянским катерам? Ответ, конечно - да (и даже нечто получше).





Versuchsgleitboot на испытаниях в феврале 1916 г.




Капитан-лейтенант Дагоберт Мюллер фон Томамюль - Dagobert Müller von Thomamühl (24 июля 1880 г. - 10 января 1956 г).


Изобретателем уникального для своего времени корабля стал капитан-лейтенант Дагоберт Мюллер фон Томамюль. Это был проект катера нового типа, получившего спустя десятилетия название "судно на воз­душной подушке".


Дагоберт Мюллер фон Томамюль был сыном главного судостроителя австро-венгерского флота — контр-адмирала Венцеля Мюллера фон Томамюля (1841–1910). Он окончил в 1899 г. Морскую академию в Фиуме, был первым руководителем им же организованной Водолазной школы в Поле (он раз­работал водолазный костюм позволяв­ший достичь рекордной в то время глубины 64м и сам совер­шал в нём спуски под воду). С началом войны - командовал миноносцем "60 Т". 26 марта 1915 г. фон Томамюль представил Морскому тех. комитету Адмиралтейства своё "Исследование о строительстве глиссера большой скорости".


Эскиз Versuchsgleitboot.




Versuchsgleitboot в ангаре (вид с кормы).


Versuchsgleitboot представлял собой открытую сверху лодку, которая в продольном разрезе напоминало сечение авиационного крыла, а в плане — прямоугольник. Длина корпуса составляла 16,15м, ширина — 8,08м, высота — 1,75м, осадка — 0,37м. Водоизмещение катера должно было составить ок. 12,25т. Силовая установка состояла из четырех авиационных двигателей Austro-Daimler мощностью в 65 л.с., которые попарно приводили в движение два вала, оканч. двумя винтами под кормой. Лодка была оснащена двумя рулями (передним и кормовым), что должно было облегчить управление. В состав вооружения вошли две 350-мм торпеды Уайтхеда типа "С". Торпеды размещались в контейнерах в кормовой части судна, и должны были запускаться сжатым воздухом со скоростью 7 м/с в направлении, обратном движению. Глиссер играл роль малого торпедного катера, который должен был приблизиться к цели, развернуться к ней кормой и пустить торпеды, после чего скрыться на большой скорости. За рубкой устанавливался пулемет Schwarzlose M07/12 калибра 8 мм с боезапасом в 500 патронов. Позже в кормовой части было оборудовано устройство для размещения и сбрасы­вания 3-х 6-ти кг глубинных бомб с установкой глубины взрыва на 5, 10 и 15 м.. Экипаж состоял из пяти человек, лодка должна была нести 600 кг бензина, которого должно было хватить на 120 км при максимальной скорости 30 узлов. Какая-либо защита отсутствовала, надежда у команды была лишь на спасительную скорость.


Versuchsgleitboot на испытаниях в гавани Полы. Скорость — 15 узлов.



Versuchsgleitboot на испытаниях в гавани Полы. Скорость — 17 узлов.


Испытания начались в октябре 1915 года в акватории Полы и продолжались почти год. С постройкой глиссера австрийские строители справились быстро - от момента закладки прошло менее 4-х месяцев. Однако во время испытаний было обнаружено множество недостатков, не проявлявших себя на стадиях проектирования и строительства (например, большой проблемой был шум двигателей - противник по звуку мог узнать о приближении угрозы за пару десятков километров даже в ночное время). В целом, катер превосходил по скорости своих итальянских конкурентов, уже показавших себя в деле. Однако общая недовершенность системы и явная невозможность быстрой поставки производства Versuchsgleitboot "на поток" (к тому времени итальянцы ввели в строй уже десятки катеров и продолжали расширять производство) поставили на дальнейшем развитии проекта крест. Австро-венгерский флот прекратил испытания глиссера и переключился на разработку др. видов оружия в т.ч. и из-за необходимости экономить деньги (а испытатели и так превысили отпущенную им на расходы сумму в неск. раз), и потому что во время войны трудно было получать авиационные двигатели, и ещё по целому ряду причин.

Однако помимо Versuchsgleitboot'а австрийские инженеры разрабатывали и другие модели судов, относящихся к классу моторных торпедных катеров. В последние годы войны в Пуле и Триесте было построено 14 торпедных катеров различных типов, но только два из них - инженеров Эккерта фон Лабина (Eckerta von Labina) и Макса Сомбатя (Max Szombathy) - стали наиболее быстрыми и эффективными в австро-венгерских ВМФ. Тем не менее, больше ни один флот, кроме австро-венгерского с его Versuchsgleitboot, в течении следующих 50 лет не обращался к идее глиссера на воздушной подушке.

Под конец вернёмся к судьбе Дагоберта Мюллера фон Томамюля. После окончания испытаний своего проекта он был назначен командиром миноносца 93F и закончил войну в звании капитана 3 ранга. После гибели Империи он получил граждан­ство Чехословакии (т.к. был судетским немцем), но работал и проживал в вольном городе Фиуме (в 1924 г. аннексирован Италией), где был представителем югославских ВМС при известных фирмах "Уайтхед", "Армстронг", "Горман". В 1924 году Мюллер совместно с профес­сором Тиррингом запатентовал изобре­тение светового клапана и занимался внедрением его в систему югославского контроля за судоходством. После немецкой оккупации Судетской области он принял гражданство Рейха. В конце Второй мировой войны в качестве потерявшего имущество изгнанника оказался в австрийском городе Клагенфурт, где и окончил свои дни. Согласно завещанию, был похоронен в Пуле.

 
 
 
( 17 comments — Leave a comment )
С. К.enzel on December 19th, 2012 06:33 am (UTC)
Спасибо за новую порцию ценной информации.
eugen_savoyeneugen_savoyen on December 19th, 2012 06:46 am (UTC)
Рад, что понравилось! Предполагаю закончить "морскую тему" и в этой серии писать уже о воздушных силах и армии K.u.K..
oldAdmiraloldadmiral on December 19th, 2012 07:23 am (UTC)
Спасибо! А у Вас есть какая-нибудь статистика по военной промышленности А.-В. в годы Великой войны?
eugen_savoyeneugen_savoyen on December 19th, 2012 07:37 am (UTC)
Вам спасибо, что прочли! Какие-то цифры есть, но всё разбросано по разным источникам (причём не электронным). Так что надо "искать и собирать". Помню, недавно видел статистику по пр-ву авиационных двигателей и вообще строительству самолётов, нач. разделять на "аутентичные" и производящиеся по лицензии. Но пока оставил, возьмусь снова, когда начну писать об авиации Империи Габсбургов (в след. неделю-две снова Св. РИ).
eugen_savoyeneugen_savoyen on December 19th, 2012 05:24 pm (UTC)
Спасибо большое!

Я, кстати, очень часто пользуюсь немецкой "вики" (она гораздо точнее и надёжней англоязычной, и уж тем более - нашей).
olgina67olgina67 on December 19th, 2012 05:34 pm (UTC)
в том, что касается немецкоязычных дел-безусловно :)
eugen_savoyeneugen_savoyen on December 19th, 2012 05:50 pm (UTC)
А латиноязычных? (А то в Св. РИ основным языком делопроизводства латынь была).
olgina67olgina67 on December 19th, 2012 05:55 pm (UTC)
:) я немного не об этом, а о нац. принадлежности :) т.е. о местах и событиях, относящихся территориально к немецкоязычнм странам лучше и полнее пишут на немецком :) на латыни сейчас вообще мало кто пишет, даже на просторах инета :)
oldAdmiraloldadmiral on December 19th, 2012 07:38 pm (UTC)
Ничего себе! Спасибо огромное, дали пищу для демагогии на годы вперед :).
olgina67olgina67 on December 19th, 2012 08:17 pm (UTC)
на здоровье :) на годы тут вряд ли наберется, но - приятного чтения :)
olgina67olgina67 on December 19th, 2012 09:00 am (UTC)
даже при моей пацифичности порадоваласъ за страну :)
а вот versuchsgleitboot без перевода немного режет слух, это все-таки не имя собственное :) а всего лишъ испытателъная сколъзящая лодка :) еще без имени :)
ну и еще немножко фотографий и инфы по этому поводу
http://www.doppeladler.com/kuk/gleitboot.htm
http://www.yachtingball.eu/zeitreise.html
https://geschimagazin.wordpress.com/2011/06/19/das-luftkissenfahrzeug-des-k-u-k-leutnants-mueller-von-thomamuehl/
eugen_savoyeneugen_savoyen on December 19th, 2012 05:32 pm (UTC)
И за эти ссылки спасибо!
Наименование лодки было дано без перевода в русскоязычной статье, на основ. к-й я написал пост. В принципе, её можно назвать "Испытательнаяскользящаялодка", будет соотв. немецкому оригиналу. :-)
olgina67olgina67 on December 19th, 2012 05:37 pm (UTC)
Re: И за эти ссылки спасибо!
:) и все равно не будет :) в семантике русского языка такого слова нет, да и такого способа словообразования в общем нет, а в немецком - запросто :) так что оригиналу скорее будет соответствовать раздельное написание :) но это уже мои перводчицкие тараканы :)
Vadimantinormanist on December 19th, 2012 10:06 am (UTC)
Спасибо за интересную информацию!
А Мюллер не пытался как-то реализовать идею подобного транспорта (может быть, для гражданских нужд) после войны?
eugen_savoyeneugen_savoyen on December 19th, 2012 05:48 pm (UTC)
Вроде бы - нет (по крайней мере, я об этом не читал). Но ведь на самом деле, это был "фальстарт". Технологию, настолько опережавшую время (ок. полувека!) нужно было доводить до ума десятилетия. А у Дагоберта Мюллера и без лодки было много идей.

(Например, вместе с инженером Тиррингом (Thirring) он создал фотоэлемент, контрол. вход судов в порт и ставший основой заграждений, препятствовавших прохождению противника в гавань. С-ма изготавливалась фирмами Carl Zeiss Jena и Siemens-Halske. Ещё - водолазное оборудование и т.д..)
govorilkingovorilkin on December 19th, 2012 11:45 am (UTC)
глиссеры и катера на воздушной подушке это разные типы судов
( 17 comments — Leave a comment )